Биография
В декабре 2007 года на областной краеведческой конференции в секции «Культурное наследие родного края» первое место заняла ученица МОУ «Гимназия» Лидия Цыганова. Одиннадцатиклассница представила работу о своем отце, художнике Сергее Васильевиче Цыганове.
Представляем здесь биографический очерк Лидии о жизненном и творческом пути замечательного реутовского художника.
Русский художник Сергей Васильевич Цыганов, коренной житель города Реутова, родился 10 февраля 1958 года.
Мать – Лидия Петровна Борисова. Именно она привила Сергею любовь к русскому и зарубежному искусству. «Первый музей, который я посетил, – вспоминает Сергей Васильевич, – был Исторический музей в Москве. Мы часами ходили по его залам, и я с упоением слушал рассказы мамы. Это заботливое, нежное, доброе отношение матери помню с детских лет». |
Отец – Василий Васильевич Цыганов. Человек – творческий и увлекающийся. Ещё когда жил в деревне, мастерил кольца, цепочки, серьги для женщин, чинил часы. В доме было столько запасных частей, что хватило бы на открытие целой часовой мастерской. В более зрелом возрасте увлёкся гравировкой по металлу и мрамору. В свободное время любил играть на баяне или гармошке. Не владея музыкальной грамотой, мелодии подбирал на слух. Получалось здорово! |
Детство, отрочество, юность
Детство Сергея было радостное и безмятежное. Воспитывали мальчика в основном две бабушки (мама мамы, Анастасия Ефимовна, и её сестра, Елена Ефимовна). Сергей рос послушным ребенком, много рисовал и часами мог просиживать за этим занятием. Сохранились рисунки, где на обычном тетрадном листке изображены многофигурные батальные сцены, причем каждый человечек находится в движении, как будто сию минуту ринется в атаку. Рисунки отражают эпоху рыцарей и конкистадоров, персонажи одеты в доспехи того времени.
Именно история с раннего детства интересовала мальчика, свидетельством тому – эти рисунки. Позже на исторические темы были написаны такие картины как «Садко», «Штурм взятия Казани Иваном Грозным», «В ладье Святослава», «У боярских ворот», «Степан Разин», «Реутовская фабрика,
41-й год» и многие другие. Картина «Садко» удостоена премии, неоднократно признавалась лучшей картиной года.
Подрастая, Сергей увлекся чтением книг о подводном мире. И сейчас Сергей Васильевич часто пишет морские пейзажи, особенно, когда бывает на отдыхе.
В седьмом классе Сергей поступил в художественную школу на Красной Пресне. Занятия новичку очень нравились, и он быстро втянулся в учебу. Когда художника спрашивают, как надо рисовать, он часто достает свои работы, сделанные в годы учебы в художественной школе, и показывает их своим ученикам.
Успешно окончив художественную школу, Цыганов год проработал на заводе оформителем. Именно там он понял, что такое «трудовые будни» и каково ежедневно вставать в пять утра. Через год Сергей поступил в Московский пединститут имени В.И. Ленина на художественно-графический факультет. Учился в институте легко, за хорошую успеваемость неоднократно поощрялся туристическими путевками. Учась, преподавал изобразительное искусство в ДК «Мир» и параллельно участвовал во многих выставках.
Становление художника. Первые персональные выставки
Окончив учебу в 1982 году, Сергей Васильевич преподаёт в реутовском Доме пионеров и параллельно – в МГПИ имени В.И.Ленина на художественно-графическом факультете на кафедре рисунка у Николая Ростовцева.
Балашихинская картинная галерея в 1985 году представляла молодых художников, одним из участников выставки был Сергей Цыганов.
В 1986 году Сергей Васильевич участвует в выставке на Крутицком валу (выставка проводилась Союзом художников СССР). В газете «Московский комсомолец» от 22 апреля 1986 года выходит статья Натальи Дардыкиной «Весна на Крутицком валу», в которой она пишет: «Сергей Цыганов сделал свою «Карусель» в технике народного примитива. Колорит картины золотистый, солнечный, почти сказочный».
1988 год оказался для художника весьма плодотворным. Открылась новая экспозиция в выставочном зале МООСХ, посвященная 70-летию комсомола.
В том же году на Всесоюзной выставке в Манеже экспонировалась картина Сергея Васильевича «Реутовская фабрика, 41-й год». Валентина Сибирцева в реутовской газете «Прядильщик» пишет: «В картине «Реутовская фабрика, 41-й год» художнику удалось найти образ, передать тревогу, напряжение военного времени».
Сложные годы перестройки
Сложно складывалась судьба художника в перестроечное время. Как нельзя лучше об этом рассказано самим художником в газете «Факт» №45 от 12.04.1991 г. в интервью Татьяны Вареничевой «Работаю для людей». «Неужели здесь? – засомневалась я, с опаской заглядывая в зияющий чернотой проем подъезда, откуда тянуло сыростью и запустением. На полу тускло поблескивала вода, и, отслужившие своё радиаторы, уложенные плашмя, служили своеобразным настилом для преодоления этой водной преграды. Осторожно ступаю на них и поднимаюсь по лестнице на второй этаж – туда, где не так давно поселились Искусство и Творчество...»
Экспедиция в Индию
В 1992 году Сергей Васильевич в составе первой российской экспедиции побывал в доме Николая Рериха, в Индии. В задачу экспедиции входило привести в порядок крышу площадью 350 кв. м.: очистить, снять окалину, покрасить в три слоя. Необходимость этой срочной работы станет понятной, если пояснить, что кровля основного дома не красилась 128(!) лет.
Одновременно с ремонтно-восстановительными работами в имении группа художников готовила свою первую выставку для индийского зрителя. Экспонировались 150 художественных работ в галерее HABIART. В российском посольстве состоялся благотворительный аукцион, для которого из России были привезены жостовские подносы, загорская роспись, гжельская керамика. Фактом признания русских художников может послужить активная распродажа выставленных произведений. 70 процентов работ было продано. Все средства, вырученные на аукционе, пошли в Фонд международного треста Рерихов.
Остаться верным себе
С выставками своих картин Сергей Цыганов объездил весь мир – был в Америке, Западной Европе, Индии. Его произведения находятся в музеях и частных коллекциях Германии, Индии, Испании, Кореи, США, Японии и многих других странах. В США газеты назвали его картины «исцеляющее искусство».
Неоднократно Сергей Васильевич проводил выставки в Германии. Одна из самых значимых прошла в 1994 году в картинной галерее в городе Карлсруэ. Находясь в Гернсхайме, Сергей Васильевич работал у архитектора Карла Динхольда. Утром и вечером художник писал этюды старинного города. За чашкой чая вечером много говорили об искусстве и архитектуре Германии, о русской истории. Пейзажи, написанные по впечатлениям от этой поездки, радуют любителей живописи в музеях и частных коллекциях России и Германии.
И вот, судьба распоряжается так, что Сергей Васильевич отправляется 6 ноября 1994 года в США, в штат Техас, в город Плено под Далласом для выставки своих работ.
В США художник посетил много городов, написал много этюдов с натуры. Особенно понравился Сергею Васильевичу ночной Даллас: своей особенной освещенностью, необычностью архитектуры.
В 1996 году он вновь провел выставку в Америке, на этот раз в штате Массачусетс, где потом долго работал музей работ реутовского живописца.
Здесь Сергей Васильевич встречался с русскими эмигрантами. Его выставку посетил настоятель местной православной церкви отец Брендон. По его просьбе Сергей Цыганов написал несколько икон для русской православной церкви.
Работая и в России, и в Венгрии, и в Индии, и в Германии, и в Америке Сергей Васильевич всегда остаётся верным реалистической манере письма, передавая в пейзаже состояние природы, время суток.
Создание картинной галереи
Ещё одним звеном в цепи славных дел Сергея Цыганова стало создание в родном городе картинной галереи, которая осознавалась им как русский историко-художественный центр.
Торжественное открытие картинной галереи состоялось в 1996 году.
В сегодняшнем меркантильном мире, когда все или почти все измеряется деньгами, роль искусства неизмеримо возрастает. Возрождение российской духовности видит целью своего подвижничества Сергей Цыганов.